Политическая сатира. Краткая история

сатирВ истории мировой словесности ничтожно мало произведений беззаботно веселых, созданных по принципу «смех ради смеха». Ранний Чехов юморил от всей души, не будучи сатириком. Впрочем, потом и он отдал дань сатире.
Откуда пошло название жанра? От козлоногих спутников бога виноделия и веселья Диониса – сатиров. Дионисийские празднества непосредственно предшествовали возникновению жанра трагедии (в буквальном переводе – «козлиная песнь»). Существовал еще «комос» — нечто вроде проказ ряженых, которые ходили, стучали в окна, безобразничали, поднимали хозяев на смех. Великий насмешник Аристофан недаром стал и одним из первых сатириков. Объектом ее он избрал, казалось бы, самое святое, что было тогда у эллинов, — демократию. Но ничего, простили и приняли.
Римским авторам уже было где разгуляться: невысокий моральный уровень власть предержащих, их обжорство, разврат, лицемерие. За сатиру, засучив рукава, взялись Гораций и Ювенал. Имя второго стало нарицательным – в качестве обличителя всевозможных пороков.
Политическая сатира уже с момента зарождения тесно смыкалась с такими «малыми» жанрами как эпиграмма и инвектива. Разумеется, авторы щедро пользовались всевозможными приемами для усиления желаемого эффекта. Особенно в чести были ирония, сарказм и гротеск.
Уже в античности сатирикам приходилось иной раз сдерживать себя. Сократу вон и тому не простили вольных речей и независимости поведения. Баснописец Эзоп именем своим дал название аллегории, иносказанию. Уже во второй половине XIX века к эзоповому языку, языку намеков, недомолвок, иносказаний обратится наш классик – М.Е.Салтыков-Щедрин в «Сказках для детей изрядного возраста».
В средние века политическая сатира, в сущности, вынуждена была взять тайм-аут – церковь и инквизиция не дремала. Разве что ваганты, недоучившиеся семинаристы и школяры, будили сонных обывателей дерзкими выпадами в адрес святош и ханжей.
Второе дыхание политическая сатира обретает в эпоху Просвещения и даже чуть раньше, в Новое время. Д.Дефо, Д.Свифт, затем Вольтер находят себя в жанре политического памфлета. Их памфлеты, язвительные и ядовитые, мгновенно разлетаются и еще долго остаются на слуху у просвещенной публики.
В ХХ веке политическая сатира ушла в прозу. Родился жанр антиутопии, в котором вершинными произведениями стали роман Д.Оруэлла «1984» и «Война с саламандрами» К.Чапека. Это книги-пророчества, книги-предупреждения, направленные против диктаторов всех мастей, против тоталитаризма как политического режима.
На отечественной почве политическая сатира расцвела пышным цветом благодаря деятельности Н.И.Новикова – отца русской журналистики. Он дерзнул публично спорить с самой императрицей Екатериной II, за что поплатился крепостью. Пушкин-сатирикСыпал политическими эпиграммами юный Пушкин. На кого он их только не писал – вплоть до самого императора Александра I. Отделался сравнительно легко – высылкой на Юг. Широкий резонанс имела сатира поэта-декабриста К.Рылеева «К временщику», в которой все без труда узнали царского любимца, всесильного графа А.А.Аракчеева.
В постсоветские времена политическая сатира вырвалась на экраны телевидения. Писатель В.Шендерович запустил проект «Куклы». Совсем недавно поэт Д.Быков и артист М.Ефремов с триумфальным успехом завершили проект «Гражданин Поэт».
Словом, политическая сатира востребована, злободневна, остра. Пожалуй, главное ее назначение в том, чтобы удерживать власть от самоуспокоенности и зазнайства. И способствовать диалогу всех со всеми. Смеха боятся – значит, он действенен!

автор: Малофеев П.Н.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Архивы